"Объективно - Передний или задний тормоз в катушках"
Уважаемые читатели, мне часто задают вопросы о преимуществах переднего либо заднего тормоза в рыболовных катушках. При этом, зачастую консультанты в подавляющем своём большинстве, руководствуются лишь собственными ощущениями и предпочтениями, не принимая во внимание их реальный функционал. В данном обзоре, я попытаюсь более или мене обоснованно раскрыть эту разницу со стороны пользователя, не особо вникая в техническую часть вопроса. Итак, приступим:
Существуют катушки с передним тормозом и два вида заднего тормоза «Классический» и «Двойной». (см. фото сверху вниз).
Бывают ещё совмещённые, но это редкость и в данном обзоре мы его рассматривать не станем, как и катушки с байтранером.
1. Удобство:
- Шпули на катушках с передним тормозом фиксируется этим же регулятором , исключение на сегодня составляет Preston PC-R. Чтобы сменить шпулю, необходимо против часовой стрелки полностью ослабить и снять регулятор тормоза, что занимает в среднем 30 секунд времени, что не всегда удобно.
Для установки новой шпули, понадобятся те же временные затраты. Зачастую, регулировочный выступ бывает не всегда удобен для хвата, поэтому не редко сам регулятор, либо шпуля при снятии имеют свойство выпадать из рук, нужно быть осторожным и внимательным. Помимо этого, при замене, сам регулятор вечно мешается в руке и опять же норовит выпасть либо затеряться в карманах!
При снятии шпули, настройки самого тормоза сбиваются, и его приходится регулировать заранее. В спиннинге это чаще всего не критично, в фидере, при использовании тонких поводков имеет весьма значимую роль.
- Шпуля на катушках с задним фрикционом меняется просто, нажимаем кнопку фиксатора шпули и снимаем её. При этом фиксатор встроен в саму шпулю, а настройки самого тормоза остаются неизменными.
На снятие требуется не более секунды времени, ещё столько же на установку новой и снасть вновь готова к работе.
Итак, плюсы заднего тормоза над передним:
- Быстрая и менее трудоёмкая замена шпули;
- Значительно меньшая вероятность утери и повреждения частей и механизмов при замене, снятии шпули.
В спиннинге, на мой взгляд, удобство зависит в основном от привычки рыболова, так как можно изначально выставить тормоз на определённую нагрузку и не трогать его в дальнейшем, пока не заменили оснастку либо основную леску. Вес приманок, как правило, небольшой и выставленного усилия зачастую вполне хватает для заброса приманок. Примерно аналогично и при ловли на поплавочных снастях.
В фидере не так всё просто! Прежде всего, потому, что в оснастках, часто мы используем тонкие лески – паутинки, имеющие очень маленькую разрывную нагрузку. Выставляя усилие тормоза, мы как правило регулируем его не на разрыв основной лески, а на разрыв поводка. Для заброса, в большинстве случаев, используются тяжёлые груза и выставленного усилия на тормоз катушки, становится не достаточным для заброса оснастки. В лучшем случае вы её просто не забросите, но велика вероятность получения существенной травмы, пореза об основную леску, со всеми вытекающими. Исходя из этого, перед забросом тормоз приходится затягивать, тем самым сбивая настройки. Регулировать же его вновь приходится уже по ходу вываживания, интуитивно. Что часто приводит к обрывам поводка либо сходам рыбы. Мне часто приходится наблюдать подобные случае даже у достаточно опытных спортсменов, а что уж говорить о любителях!
В применении переднего и «классическо заднего» тормоза в этом контексте разницы нет. А вот «Двойной задний» тормоз, если он к тому же хорошо реализован, существенно облегчает этот процесс. Для этого, «Верхний» (флажковый) тормоз, ставим в крайнее левое положение.
Нижним тормозом выставляем необходимое усилие, для предотвращения обрыва поводка. Это положение и будет основным рабочим. При забросе оснастки, затягиваем тормоз, перемещая «Верхний» (флажковый) тормоз по часовой стрелке в правое положение. При этом происходит увеличение тормозного усилия, достаточного для заброса оснастки.
После заброса, перемещаем «Верхний» (флажковый) тормоз в крайнее левое положение, которое ранее мы определили как рабочее. Если ранее тормозное усилие вы настроили правильно, то дополнительные регулировки в период вываживания рыбы не потребуется, что значительно повысит ваши шансы на успешное вываживание рыбы. В период регулировки тормоза, помните, фрикцион служит для регулирования усилия на разрыв, для гашения высокочастотных рывков рыбы, предназначено удилище!
Исходя из этого, можно выделить ещё один плюс «Двойного заднего тормоза» над «Передним»:
- Быстрая и менее трудоёмкая замена шпули;
- Значительно меньшая вероятность утери и повреждения частей и механизмов при замене, снятии шпули.
- Возможность мгновенного возвращения к предыдущему (начальному) усилию тормоза. Пожалуй это основное и весьма значимое преимущество! Реализовано оно только на катушках с «Двойным задним тормозом». К сожалению, адекватно работающую эту функцию я встречал только на катушках Shimano.
2. Тормозное усилие и надёжность:
Пожалуй, это основной показатель, делающий передний тормоз наиболее популярным и востребованным. Заслуга в этом спиннингистов и карпятников. Так, как фидер, стал популярен у нас не так давно, можно догадаться, кто стали его первыми законодателями –спиннингисты и карпятники, со своими привычками и предпочтениями. В силу особенностей данных способов ловли, его почитателям, в отличии от поплавочников и фидеристов, очень часто приходится бороться с настоящими трофеями, весом более пяти килограмм. Помимо этого, карпятникам, приходится делать сверх дальние, силовые забросы. Все эти требования накладывают большую нагрузку на тормоз, его усилие должно быть достаточно высоким, а сам он более надёжным, чтобы бороться с повышенными нагрузками. Максимальное усилие на тормоз для его проворота в силу технических особенностей у заднефрикционных катушек не превышает 3 кг, в большинстве случаев 2,8 кг. – эта заявленные показатели. Данного усилия, достаточно при вываживании большинства рыбы ловимой на фидер и заброса оснасток в классе «хеви». Такие нагрузки задний тормоз выдерживает отично, работает надёжно и долго, а разговоры о его ненадёжности только разговоры, если им пользоваться по назначению в пределах указанных нагрузок. В моём арсенале были и есть не мало катушек работающих достаточно интенсивно зимой и летом, и не на одной, задний тормоз не вышел из строя.
Однако его мощности уже недостаточно, для борьбы с настоящими монстрами подводного мира, а так же силового заброса сверх тяжёлых оснасток! Заявленные нагрузки у стандартных переднефрикционных катушек обычно составляет 6 кг, а у специализированных может превышать и 20 кг. Здесь он бесспорный лидер!
3. «Точный» и «Быстрый»
В моём понимании:
«Быстрый» – диапазон скорости регулировки усилия;
«Точный» - чёткость, равномерность, стабильность регулировок тормозного усилия в заданном диапазоне. Исходя из этого контекста, я и буду рассматривать далее.
На мой взгляд, это два связанных понятия. Фрикцион, имеющий большую скорость регулировки, как правило, будет более точный. Он позволяет использовать очень тонкие лески, осуществлять филигранную настройку на разрыв. Казалось бы вот то, что и нужно! Но не всё так гладко. При подобном раскладе, чем «Точнее» фрикцион тем дольше его приходится регулировать, уходит время на затягивание при забросе тяжёлых оснасток, регулирование в ходе вываживания рыбы, требует большого диапазона вращения регулировочного механизма, что крайне неудобно, времезатратно и в итоге значительно увеличивает вероятность схода рыбы либо обрыва снасти. Быстрый же фрикцион (имеет меньшую скорость регулировки), теряет в точности настроек, но выигрывает в скорости. Для каждого способа ловли, условий и манеры рыболова оптимальными будут свои показатели, подбирать следует индивидуально.
Все заднетормозные катушки имеют, как правило, усреднённые показатели скорости регулировок и они у подавляющего большинства совпадают. А вот в «Точности», различаются и весьма заметно. Наиболее точным является задний тормоз у Shimano Super GT RС – вне конкуренции, способен поспорить с большинством пердне фрикционных катушек.
У переднефрикционных катушек, так же показатели существенно разняться притом даже у одного производителя. Чтобы плюсанють, кому-то нужно сравнивать конкретные образцы, по другому это будет не корректно и не соответствовать действительности. Поэтому выделить передний либо задний я не могу!
4. Вес и габариты.
Данное сравнение будет корректным, если сравнивать одну и туже линейку катушек в одном типоразмере. Перднефрикционные будут легче и более компактны. Для фидера, вес и компактность не всегда плюс, это стоит учитывать.
Итак, подытожим плюсы:
1. «Классический задний тормоз»
- Быстрая и менее трудоёмкая замена шпули;
- Значительно меньшая вероятность утери и повреждения частей и механизмов при смене шпули;
2. «Двойной задний тормоз»
- Быстрая и менее трудоёмкая замена шпули;
- Значительно меньшая вероятность утери и повреждения частей и механизмов при замене, снятии шпули;
- Возможность мгновенного возвращения к предыдущему (начальному) усилию тормоза;
3. «Передний тормоз»
- Высокое тормозное усилие;
- Меньший вес;
- Компактность;
- Большой выбор на рынке.
Отредактировано PVR (12.04.2016 08:52:00)